Межличностные конфликты: неизбежные реалии жизни

Определение и формирование межличностных отношений Отношения

Каждый человек глубоко индивидуален. Его точка зрения и взгляд на вещи не всегда совпадают с общепринятыми или наиболее распространенными. Для решения конфликтных ситуаций важно детально разбирать объект разногласий и понимать, как найти решение в споре. В этой статье подробно рассмотрим конфликт, как элемент межличностных отношений, и приведем примеры способов его разрешения.

Определение и формирование межличностных отношений
конфликты в межличностных отношениях

Межличностные отношения: определение и этапы формирования

Человек — социальное существо, за счет чего, проходя жизненный путь, он завязывает различные связи и контакты с другими представителями общества. Межличностные отношения — комплекс взаимодействий людей, которые находятся внутри определенных социальных ролей.

Базовая составляющая отношений — общение. Люди используют все виды коммуникаций, начиная от невербального языка, заканчивая жестами и мимикой. Взаимодействие людей состоит из 3 компонентов:

  • познавательный,
  • поведенческий,
  • эмоциональный.

Таким образом, коммуникация двух людей позволяет перенимать информацию, выстраивать поведенческий ряд и создавать эмоциональную окраску собеседника и обсуждаемого предмета.

Межличностные отношения формируются поэтапно и стремятся к наивысшей гармонизированной точке — взаимному доверию и принятию. Дружба или любовная связь — взаимодействие происходит без сложностей лишь при условии наличия базовых навыков социализации.

В процессе долгого и благоприятного общения выстраивается тесная психологическая связь, которая позволяет узнавать людям друг друга глубже и завязывать союзы (брак, дружба, партнерство).

Виды межличностных отношений

Поскольку межличностные отношения — это масштабная совокупность различных признаков и характеристик общения, алгоритмов сортировки на их виды достаточно много. Основные факторы: возраст, социальные роли, продолжительность общения, характер и привычки участвующих.

По одной из классификаций существует два типа коммуникаций в обществе: первый возникает между людьми без условностей и искусственного вмешательства, второй же предполагает оказание услуги, вынужденное общение, партнерство и тому подобное. По аналогии разделяют общение на неформальное и формальное, соответственно.

Если определять спектр близости отношений, их можно разделить на деловые и личные. В первом случае все взаимодействие будет построено на выполнении общих задач и обязанностей, во втором — на личных вкусах и в более свободной форме, без строгого регламента речи и поведения.

Обратите внимание! По тому, как определяется степень равенства в отношениях, можно разделить общение на два вида: субординация и паритет.

Стоит помнить, что даже деловые связи без каких-либо личных привязанностей стремятся к укреплению и доверительному характеру, за исключением токсичных и абьюзивных отношений. В этом случае взаимодействие будет губительным и негативно отражаться как на психологическом, так и на ментальном восприятии себя и общества.

Межличностный конфликт и его типы

Уникальность личности человека приводит к несовпадению и “трению” мнений при общении, что и называется конфликтом. Хотя принято воспринимать это в качестве агрессивного явления, любое несовпадение несет в себе суть конфликта, но развитие его и отстаивание своих позиций может происходить различными способами.

Негативное проявление возможно лишь при вмешательстве эмоциональной составляющей и нежелании идти на компромисс. Таким образом, сталкиваются минимум два участника конфликта, который служит одним из путей решения сложившейся ситуации.

Межличностные конфликты имеют несколько типов, каждый из которых можно определить по индивидуальным признакам.

  • Дискуссия — это наиболее мирный вариант конфликта, как правило, в деловой или формальной сфере. Здесь происходит столкновение двух точек зрений или систем знаний и опыта, отчего, опираясь на рациональное и исключая эмоциональное, люди решают спорную ситуацию.
  • Более эмоционально окрашенными являются разногласия. Здесь опыт и знания могут строиться не на общепринятых базах, а исходя из личного восприятия и субъективной оценки. Именно такой вид чаще всего переходит в негативные последствия в виде ссор, стычек и драк, так как найти верную точку зрения не представляется возможным из-за индивидуального мировоззрения каждого.
  • Комбинация из делового конфликта и личных разногласий — соперничество. Здесь играет роль “спортивный” интерес, и каждый стремится доказать свою правоту, основываясь на личной неприязни к оппоненту или особых принципах и установках.

Можно ли прожить всю жизнь, ни с кем не конфликтуя?

Для многих межличностные конфликты — это тяжелое бремя, которое сложно вынести как психологически, так и эмоционально. Такая позиция близка людям с низкой самооценкой или с травмой из детства, где негативные стороны споров показывали на своем примере родители.

Необходимо понять, что не все конфликты в межличностных отношениях деструктивны и заканчиваются ссорами и неприязнью друг к другу. Несовпадение мнений — неизбежная часть в мире, где каждый человек мыслит по-своему.

Важно! Только приняв действительность и научившись решать конфликты без эмоционального отклика и негатива, можно выстроить гармоничные отношения с другими людьми.

Этапы и причины возникновения конфликтов

Разногласия имеют под собой ряд мотивов возникновения. Распознав их, можно понять в каком векторе длиться конфликт и найти верные для него решения. Ведь не всегда спор — это поиск истины, зачастую токсичные люди таким образом поднимают свою энергию и преследуют корыстные цели: унизить собеседника, поднять самооценку, привлечь внимание.

Складываясь в несколько этапов, конфликт без решения будет становиться более масштабным, а следовательно и губительнее для обоих участников. Поэтому любые споры стоит решать в самом начале их развития. Только так удастся прийти к компромиссу и достигнуть понимания.

Способы разрешения межличностных конфликтов

1. Управление эмоциями

Наилучший способ прийти разрешению серьезного конфликта — обратить внимание на свой эмоциональный фон. Только рациональный подход позволит прийти к компромиссу и найти правильное решение.
Управлять эмоциями достаточно сложно, но научившись конструктивному обсуждению в спорах можно достигнуть наилучших результатов без вреда для своего самочувствия и отношений с оппонентом.

2. Поиск выхода из межличностных конфликтов

Для того, чтобы решить спор, важно понять мотивы его возникновения и продолжения. Если собеседник желает “выпустить пар”, то такой конфликт не придет к разрешению.
Подпитывать такие причины своей излишней эмоциональной включенностью не стоит, так как это лишь усилит негативные эффекты.

3. Предотвращение

Также можно предупредить возникновение негативного общения, переведя ситуацию в дискуссию. Закрытие и уход от проблемы лишь усугубит положение вещей, но можно взять паузу и дать отступить эмоциям.

Распространенные ошибки решения конфликтов

Если вся суть межличностного конфликта заключается в том, чтобы прийти к истине, нужно обращать внимание на аргументацию и прислушиваться к иной точке зрения.
Самым худшим выходом будет эмоциональное давление и переход на личности, что в дальнейшем приведет к разрыву отношений. Важно сконцентрироваться на объекте разногласий и совместно проанализировать происходящее, чтобы исчерпать конфликт.

Также отрицательно сказывается закрытие или игнорирование спора на этапе, когда он не решен. Избегать его не получиться, так как он имеет свойства накапливаться и связываться с другими негативными проявлениями: недовольствами, упреками и ненавистью.

В каких ситуациях не стоит конфликтовать?

Вступать в спор не стоит, если вы чувствуете, что человек руководствуется лишь бездоказательными личными установками и желает через конфликт привлечь внимание или разозлить оппонента.

Также стоит рационально оценивать правильность своей точки зрения и при сомнениях выслушать иное мнение для дальнейшего анализа.

Межличностные конфликты — неизбежная часть социальной жизни. Но при верном подходе они не могут оказать негативное влияние на взаимоотношения и внутреннее самочувствие. Переводя спор в плоскость дискуссии и мирного обсуждения, удастся понять друг друга и обрести взаимопонимание.

Оценить статью
Добавить комментарий